Образовательная программа
Дисциплина (модуль) |
Патологическая анатомия |
||
|
|||
Аннотация рабочей программы |
|||
Специальность (направление подготовки) |
31.05.01 «Лечебное дело» |
||
Цель освоения дисциплины |
Изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача общей практики. |
||
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
|||
ОК |
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну |
||
ПК |
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного |
||
Трудоемкость дисциплины (кол-во зачетных единиц) |
8 з. ед. |
||
Структура |
Содержание дисциплины |
||
Общая патологическая анатомия. Введение в патологическую анатомию. |
Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии. Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия. |
||
Повреждение и гибель клеток и тканей. |
Некроз. Апоптоз. |
||
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. |
Патология накопления (дистрофии). Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена. Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней. |
||
Расстройства крово- и лимфообращения. |
Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт. |
||
Воспаление. |
Воспаление, общая характеристика. Острое воспаление. Экссудативное воспаление. Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома). |
||
Патология иммунной системы |
Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз. Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция). |
||
Процессы регенерации и адаптации. |
Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия. |
||
Опухоли. |
Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования. |
||
Болезни перинатального периода |
Недоношенность. Переношенность. Задержка внутриутробного роста и развития плода. Родовая травма и родовые повреждения. Болезни легких. Врожденные пороки развития. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденного. Муковисцидоз. Опухоли у детей. |
||
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. |
Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении. |
||
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие. |
Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Номенклатура и принципы классификации болезней. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. (МКБ) Международная классификация болезней в онкологии (МКБ‑О). Международные гистологические классификации опухолей. Классификация стадий анатомического распространениязлокачественных опухолей (система ТNМ). Классификация наследственных заболеваний человека (OMIM). Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие (аутопсия, секция). |
||
Частная патологическая анатомия Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани. |
Анемии. Полицитемии. Опухоли кроветворной и лимфоидной тканей. |
||
Болезни сердечно-сосудистой системы. |
Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Гипертоническая болезнь и вторичные артериальные гипертензии. Ишемические болезни сердца (ИБС). Кардиомиопатии. Болезни эндокарда. Болезни миокарда. Болезни перикарда. Опухоли сердца. Васкулиты. Болезни артерий. Аневризмы. Болезни вен. Опухоли сосудов. Цереброваскулярные болезни (ЦВБ). |
||
Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца. |
Классификация. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка (СКВ), системная склеродермия, дерматомиозит (полимиозит), болезнь Шегрена. Врожденные и приобретенные пороки сердца. |
||
Болезни легких. |
Врожденные аномалии легких. Ателектазы. Сосудистая патология легких. Пневмонии. Хронические диффузные заболевания легких. Хронические обструктивные и рестриктивные болезни легких. Интерстициальные болезни легких. Бронхиальная астма. Опухоли бронхов и ткани легких. Рак легкого. |
||
Болезни желудочно-кишечного тракта. |
Болезни зева и глотки. Болезни пищевода. Болезни желудка. Болезни кишечника (врожденные аномалии, сосудистые заболевания, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона). Заболевания червеобразного отростка слепой кишки. Опухоли желудка и кишечника. |
||
Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы. |
Печеночно-клеточная недостаточность. Циркуляторные нарушения в печени. Гепатит. Цирроз печени. Поражения печени, вызванные лекарствами и токсинами. Алкогольная болезнь печени. Неалкогольный стеатоз печени. Опухоли печени. Желчнокаменная болезнь. Холецистит. Болезни экзокринной части поджелудочной железы. Опухоли желчевыводящих путей и поджелудочной железы. |
||
Болезни почек. |
Гломерулярные болезни. Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит. Невоспалительные гломерулопатии. Заболевания почек, связанные с поражением канальцев и интерстиция. Некротический нефроз (острый тубулонекроз). Пиелонефрит. Нефросклероз. Амилоидоз почек. Уролитиаз (мочекаменная болезнь). Опухоли почек и мочевыводящих путей. |
||
Инфекционные и паразитарные болезни. |
Инфекционные и паразитарные болезни, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные и бактериальные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: грипп, ОРВИ, корь, коклюш, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция. Хламидийные инфекции. Риккетсиозные инфекции. Прионовые болезни. Бактериальыне кишечные инфекции: брюшной тиф и другие сальмонеллезы, дизентерия, иерсиниозы, холера. Пиогенные инфекции. Сепсис. Туберкулез. Инфекции, передающиеся половым путем: гонококковая инфекция, сифилис. Паразитарные болезни. |
||
Болезни эндокринной системы. |
Болезни эндокринной части поджелудочной железы (сахарный диабет). Болезни щитовидной железы. Болезни околощитовидных желез. Болезни гипоталамо-гипофизарной системы и гипофиза. Болезни надпочечников. Аутоиммунные полигландулярные синдромы. Опухоли эндокринных желез. Нейроэндокринные опухоли. Синдромы множественной эндокринной неоплазии. |
||
Болезни мужской половой системы. |
Инфекции мужской половой системы. Болезни предстательной железы. Заболевания яичек и их придатков. Опухоли. |
||
Болезни молочных желез и женской половой системы |
Болезни молочных желез. Болезни шейки и тела матки. Болезни яичников и маточных труб. Эндометриоз. Опухоли. |
||
Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода |
Патология плаценты. Патология пуповины. Патология беременности и послеродового периода. Спонтанные аборты. Эктопическая беремиенность. Гестозы. Трофобластическая болезнь. |
||
Болезни опорно-двигательного аппарата |
Заболевания костей. Остеопороз, остеопетроз, остеомиелит. Остеонекроз. Переломы костей. Рахит и остеомаляция. Сифилитические поражения костей. Болезни суставов. Ревматоидный артрит. Инфекционные артриты. Подагра и подагрический артрит. Опухоли и опухолеподобные образования костей и мягких тканей. |
||
Болезни центральной и периферической нервной системы |
Основные проявления поражений мозговой ткани. Расширяющиеся (объемные) внутричерепные поражения. Черепно-мозговая травма. Инфекционные поражения. Демиелинизирующие заболевания. Метаболические заболевания. Опухоли центральной нервной системы. Патология периферических нервов и параганглиев. Опухоли периферических нервов и параганглиев. |
||
Болезни кожи |
Макроскопические образования и микроскопические изменения. Меланоцитраные опухоли кожи. Доброкачественные эпителиальные опухоли кожи. Предраковые состояния и злокачественные опухоли эпидермиса. Опухоли дермы. Острые воспалительные дерматозы. Хронические воспалительные дерматозы. Буллезные заболевания кожи. Инфекционные и паразитарные заболевания кожи. |
||
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Паотогоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел. |
Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Биопсийный раздел. Задачи и методы биопсийного и цитологического исследований. Правила направления биопсийного материала на исследование. Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий. Секционный раздел. Патологоанатомический диагноз: требования к формулировке. Протокол патологоанатомического вскрытия. Клинико-анатомический эпикриз. Правила сличения (сопоставления) заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Клинико-экспертные комиссии и клинико-анатомические конференции. |
||
Образовательные технологии |
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО используются в учебном процессе активные и интерактивные форм проведения занятий (визуализированные тестовые задания; разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 35% аудиторных занятий. |
||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
|||
Основная литература |
Патологическая анатомия. Руководство к практическим занятиям. Учебное пособие под ред. О.В.Зайратьянца, Л.Б.Тарасовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2015. – 696 с. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 472 с.: ил. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 960 с.: ил. |
||
Дополнительная литература |
Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов: справочник. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011 – 576 с. Патологическая анатомия. Национальное руководство. /Под ред. М.А.Пальцева, Л.В.Кактурского, О.В.Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 1264 с.: ил. |
||
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы |
Средства Windows, Microsoft Office, ABBYY PDF, Adobe Photoshop, программы оболочки компьютерного тестирования «Hyper Test», «MiniTestSL» и др. Электронная база данных (библиографический указатель) отечественных и зарубежных публикаций, включающая публикации, имеющиеся в кафедральной библиотеке, и публикации сотрудников кафедры. Учебно-методические пособия, электронные версии лекций и практических занятий, банк ситуационных заданий и тестового контроля |
||
Базы данных, информационно-справочные и поисковые систем |
Электронные ресурсы (энциклопедии, научно-практические журналы, базы данных, каталоги Центральной научной медицинской библиотеки, Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, библиотеки МГМСУ, компакт-диски и др.); Информационно-справочные и поисковые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Medline» др. |
||
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
|||
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий |
Специально оборудованные помещения (учебные комнаты, аудитории) для проведения лекционных занятий, семинарских занятий при изучении дисциплин. |
||
Требования к программному обеспечению учебного процесса |
Наличие мультимедийного комплекса (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрывателей, мониторов, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, доски. |
||
Дисциплина (модуль) |
Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи (патологическая анатомия) |
||
|
|||
Аннотация рабочей программы |
|||
Специальность (направление подготовки) |
31.05.03 «Стоматология» |
||
Цель освоения дисциплины |
Изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза с акцентом на орофациальную патологию (патологию головы и шеи), для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача–стоматолога общей практики. |
||
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
|||
ОК |
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну |
||
ПК |
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного |
||
Трудоемкость дисциплины (кол-во зачетных единиц) |
2 з. ед. |
||
Структура |
Содержание дисциплины |
||
Общая патологическая анатомия. Введение в патологическую анатомию. |
Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии. Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия. |
||
Повреждение и гибель клеток и тканей. |
Некроз. Апоптоз. |
||
Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. |
Патология накопления (дистрофии). Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена. Гиалиновые изменения. Мукоидное и фибриноидное набухание. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Патологическое обызвествление. Образование камней. |
||
Расстройства крово- и лимфообращения. |
Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния. Стаз. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт. |
||
Воспаление. Иммунопатологические процессы. |
Воспаление, общая характеристика. Острое воспаление. Экссудативное воспаление. Хроническое (продуктивное) воспаление. Гранулематозное воспаление. Регенерация и репарация. Патология иммунной системы. Амилоидоз. Синдромы иммунного дефицита. СПИД (ВИЧ-инфек-ция). |
||
Процессы регенерации и адаптации. |
Репарация. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. |
||
Опухоли. |
Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Опухоли из эпителия. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани.Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования. |
||
Образовательные технологии |
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО используются в учебном процессе активные и интерактивные форм проведения занятий (визуализированные тестовые задания; разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 35% аудиторных занятий. |
||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
|||
Основная литература |
Пальцев М.А., Зайратьянц О.В., Кононов А.В., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов. – М.: Медицина. – 2009. – 592 с. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 472 с.: ил. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 960 с.: ил. |
||
Дополнительная литература |
Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов: справочник. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011 – 576 с. Патологическая анатомия. Национальное руководство. /Под ред. М.А.Пальцева, Л.В.Кактурского, О.В.Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 1264 с.: ил. |
||
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы |
Средства Windows, Microsoft Office, ABBYY PDF, Adobe Photoshop, программы оболочки компьютерного тестирования «Hyper Test», «MiniTestSL» и др. Электронная база данных (библиографический указатель) отечественных и зарубежных публикаций, включающая публикации, имеющиеся в кафедральной библиотеке, и публикации сотрудников кафедры. Учебно-методические пособия, электронные версии лекций и практических занятий, банк ситуационных заданий и тестового контроля |
||
Базы данных, информационно-справочные и поисковые систем |
Электронные ресурсы (энциклопедии, научно-практические журналы, базы данных, каталоги Центральной научной медицинской библиотеки, Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, библиотеки МГМСУ, компакт-диски и др.); Информационно-справочные и поисковые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Medline» др. |
||
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
|||
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий |
Специально оборудованные помещения (учебные комнаты, аудитории) для проведения лекционных занятий, семинарских занятий при изучении дисциплин. |
||
Требования к программному обеспечению учебного процесса |
Наличие мультимедийного комплекса (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрывателей, мониторов, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, доски. |
||
Дисциплина (модуль) |
Патологическая анатомия – патологическая анатомия головы и шеи (патологическая анатомия головы и шеи) |
||
|
|||
Аннотация рабочей программы |
|||
Специальность (направление подготовки) |
31.05.03 «Стоматология» |
||
Цель освоения дисциплины |
Изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза с акцентом на орофациальную патологию (патологию головы и шеи), для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача–стоматолога общей практики. |
||
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины |
|||
ОК |
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну |
||
ПК |
Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного |
||
Трудоемкость дисциплины (кол-во зачетных единиц) |
3 з. ед. |
||
Структура |
Содержание дисциплины |
||
Частная патологическая анатомия Введение в нозологию. Основные соматические болезни и их проявления в орофациальной области. |
Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани, болезни легких, болезни сердечно-сосудистой системы, ревматичсекие болезни, болезни почек, болезни органов пищеварения, эндокринные болезни. |
||
Инфекционные болезни. |
Инфекции, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные инфекции: грипп, ОРВИ, корь, герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция. Бактериальные инфекции. Дифтерия. Скарлатина. Менингококковая инфекция. Кишечные инфекции: брюшной тиф, сальмонеллезы, дизентерия, холера. Сепсис. Туберкулез. Сифилис. |
||
Орофациальная патология (патологическая анатомия головы и шеи) Пороки развития орофациальной области. Заболевания твердых тканей зуба. |
Пороки развития орофациальной области. Заболевания твердых тканей зуба: некариозные поражения, кариес.
|
||
Болезни периодонта. |
Пульпит. Апикальный периодонтит. Радикулярная киста. Одонтогенная инфекция: периостит; остеомиелит; одонтогенный сепсис. |
||
Болезни пародонта и слизистой оболочки рта. |
Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий пародонто-лиз). Фиброматоз десен. Стоматиты. |
||
Опухолевые заболевания орофациальной области. |
Эпителиальные опухоли, предраковые заболевания и поражения кожи лица, волосистой части головы, шеи и слизистой оболочки рта. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей орофациальной области и шеи из производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. |
||
Заболевание челюстных костей. |
Травматические повреждения. Воспалительные заболевания. Опухоли и опухолеподобные заболевания. Кисты. |
||
Поражение лимфатических узлов орофациальной области и шеи. |
Реактивные изменения лимфатических узлов. Туберкулез, актиномикоз, сифилис. Лимфаденопатия при ВИЧ-инфекции. Лимфомы. Метастазы опухолей |
||
Болезни слюнных желез. |
Воспалительные, аутоиммунные, дисэмбриогенетиче-ские и опухолеподобные поражения. Кисты слюнных желез. Опухоли слюнных желез: мономорфные и полиморф-ные аденомы; мукоэпидермоидный, ациноклеточ-ный, аденокистозный и другие виды рака. |
||
Структура и задачи патологоанатомической службы. |
Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного, и цитологического исследований Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий (биопсийная конференция). |
||
Образовательные технологии |
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО используются в учебном процессе активные и интерактивные форм проведения занятий (визуализированные тестовые задания; разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 35% аудиторных занятий. |
||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
|||
Основная литература |
Пальцев М.А., Зайратьянц О.В., Кононов А.В., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов. – М.: Медицина. – 2009. – 592 с. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 472 с.: ил. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие / Под общ.ред. О.В. Зайратьянца. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 960 с.: ил. |
||
Дополнительная литература |
Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов: справочник. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011 – 576 с. Патологическая анатомия. Национальное руководство. /Под ред. М.А.Пальцева, Л.В.Кактурского, О.В.Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 1264 с.: ил. |
||
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы |
Средства Windows, Microsoft Office, ABBYY PDF, Adobe Photoshop, программы оболочки компьютерного тестирования «Hyper Test», «MiniTestSL» и др. Электронная база данных (библиографический указатель) отечественных и зарубежных публикаций, включающая публикации, имеющиеся в кафедральной библиотеке, и публикации сотрудников кафедры. Учебно-методические пособия, электронные версии лекций и практических занятий, банк ситуационных заданий и тестового контроля |
||
Базы данных, информационно-справочные и поисковые систем |
Электронные ресурсы (энциклопедии, научно-практические журналы, базы данных, каталоги Центральной научной медицинской библиотеки, Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, библиотеки МГМСУ, компакт-диски и др.); Информационно-справочные и поисковые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», «Medline» др. |
||
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
|||
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий |
Специально оборудованные помещения (учебные комнаты, аудитории) для проведения лекционных занятий, семинарских занятий при изучении дисциплин. |
||
Требования к программному обеспечению учебного процесса |
Наличие мультимедийного комплекса (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрывателей, мониторов, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины, доски. |
||