О Специальности
«Благородной и высокоответственной работе с детьми посвящают себя те, кто их по-настоящему любит, способен сопереживать детски м страданиям. Лечить ребенка любого возраста намного сложнее, чем взрослого, тем более в хирургии. От лечащего врача требуются б лагородство души, самоотверженность, высокая ответственность.»
О Коллективе
«…у нас нет случайных людей, именно поэтому не случайно, что за время существования клиники поменяли место работы только 2 человека. Основополагающие задачи коллектива — освоение новых направлений в профилактике, диагностике и лечении детей с врожденными пороками развития мягких тканей и костей лица; развитие вопросов оценки качества лечения и реабилитации детей — инвалидов детства. Хирургии надо учиться всегда и работать всегда. Мудрость и философию хирургии постигаешь на практике; такие понятия, как искусство и ремесло; творчество и стабилизация приобретенных навыков, и снова — к ремеслу: все переплетено…»
Проф., д.м.н. Светлана Владимировна Дьякова
Кафедра детской челюстно-лицевой хирургии состоит из крупных подразделений: поликлинического отделения с малой операционной и собственной анестезиологической службой, стационарного отделения (на 30 коек) с оперблоком и отделением интенсивной терапии и реанимации.
На кафедре проходят обучение студенты 5 курса стоматологического факультета, клинические ординаторы по специальности «Челюстно-лицевая хирургия» и «Хирургическая стоматология». Учебно-педагогический процесс осуществляет профессорско-преподавательский состав кафедры. Преподавание ведется с использованием современных цифровых технологий, включающих в себя презентации, фото- и видео материалы, проведение онлайн занятий и лекций.
В поликлиническом отделении студенты под руководством преподавателей ведут прием больных. В стационаре ассистируют на операциях и перевязках, курируют больных. Имеется компьютерный класс для тестирования знаний студентов.
На кафедре работает студенческий научный кружок.
Организованы курсы усовершенствования для врачей стоматологов-хирургов и челюстно-лицевых хирургов, на которых сотрудники кафедры делятся своими новейшими разработками и достижениями.
Лечебная работа на кафедре
Медицинская помощь на кафедре детской челюстно-лицевой хирургии МГМСУ им. А.И. Евдокимова осуществляется 4 способами:
• ОМС (обязательное медицинское страхование),
• ВМП (высокотехнологическая медицинская помощь),
• ВМП в ОМС (высокотехнологическая медицинская помощь в рамках ОМС),
• платные услуги (в случае оказания бюджетной помощи с применением материалов и методик, не входящих в ОМС, ВМП и ВМП в ОМС, все дополнительные обследования, манипуляции, оборудования и устройства оплачиваются отдельно).
Для получения консультации и амбулаторного лечения предварительно необходимо завести амбулаторную историю болезни в регистратуре, обратиться на первичный приём в кабинет 435. Лечащий врач, который осмотрит Вашего ребёнка, при необходимости направит Вас на консультацию профессора.
Стационарное лечение
Мы проводим лечение детей и подростков с врождёнными и приобретёнными заболеваниями челюстно-лицевой области:
• врождённые пороки челюстно-лицевой области (включая расщелины лица и синдромы первой-второй жаберных дуг)
• реконструкция скуло-орбитального комплекса
• устранение деформаций черепа (краниостенозы и краниодизостозы)
• реконструкция ушных раковин
• устранение лопоухости
• ринопластика
• недоразвития, чрезмерные развития и деформации челюстей, нарушение прикуса (ортогнатические операции)
• посттравматические деформации челюстей и мягких тканей
• устранение рубцовых деформаций
• эндопротезирование челюстно-лицевой области
• костные опухоли и опухолеподобные образования
• мягкотканные опухоли
• заболевания височно-нижнечелюстного сустава
• заболевания слюнных желез
Наши преимущества
Госпитализация детей с родителями по уходу.
Мультидисциплинарная работа с нейрохирургами, оториноларингологами, офтальмологом, онкологом.
Перспективные направления развития кафедры детской челюстно-лицевой хирургии
Основными направлениями научно-практической деятельности кафедры ДЧЛХ является проблема диагностики и лечения врожденных и приобретенных дефектов и деформаций, опухолей и опухолеподобных образований челюстно-лицевой области у детей от рождения до 18 лет.
Врожденная патология челюстно-лицевой области у детей встречается часто - у 1:500 до 1:1000 новорожденных. На диспансерном наблюдении, комплексной медицинской и социальной реабилитации в клинике кафедры такие дети находятся от 0 до 18-летнего возраста. В настоящее время на учете состоит более 3000 детей и подростков из различных регионов РФ. От 40 до 60% этих пациентов ежегодно нуждаются в оперативном лечении в условиях стационара клиники. 98% детей, состоящих на учете, относятся к категории инвалидов детства. Оценка статуса инвалидности и разработка индивидуальных программ реабилитации для каждого ребенка осуществляется под контролем клиники кафедры.
Таким образом, высокая частота встречаемости врожденных и приобретенных пороков развития челюстно-лицевой области у детей, сложность и многоэтапность их реконструктивно-хирургического и других видов комплексного лечения, необходимость постоянного совершенствования методов диагностики, лечения и профилактики делают актуальным и современным научное направление работы кафедры.
Научная деятельность:
- Разработка современного алгоритма комплексного диагностического обследования, а также лечения и реабилитации детей с краниофациальными и другими врожденными пороками развития мягких тканей и костей лицевого скелета;
- Профилактика, пренатальная диагностика и микроматричный генетический анализ врожденных пороков развития лица;
- Совершенствование комплексной медико-социальной реабилитации детей с использованием современных методов ЛФК, психодиагностики и коррекции;
- Совершенствование раннего ортопедического лечения детей с расщелиной верхней губы и неба съемными и несъемными аппаратами для создания условий для проведения первичной хейлоринопластики;
- Обоснование возрастных показаний к костной пластике расщелины альвеолярного отростка (в том числе и повторной);
- Внедрение современных технологий устранения дефектов зубных рядов при врожденной расщелине верхней губы и неба, в том числе с применением дентальных имплантатов;
- Конструктивная разработка и внедрение аппарата для ортопедического тренинга у детей с врожденной расщелиной неба с целью создания условий для ранней и сверхранней щадящей уранопластики;
- Внедрение технологий ортогнатических хирургических вмешательств у подростков после хейлоуранопластики, а также для устранения деформаций зубо-челюстной системы различной этиологии;
- Исследование врожденных пороков развития околоушной слюнной железы в этиологии и патогенезе хронического паренхиматозного паротита для совершенствования профилактики, лечения и реабилитации таких детей;
- Использование различных видов лазеров в лечении и реабилитации детей с сосудистыми мальформациями ЧЛО;
- Совершенствование лечения лимфатических и лимфовенозных мальформаций головы и шеи у детей за счёт использования новых склерозантов микропенной структуры (доксициклина и др.);
- Разработка и экспериментальное исследование бактерицидной композиции на основе трийодметана и алюмосиликатных нанотрубок у детей с воспалительными процессами в послеоперационном периоде;
- Создание и внедрение современного алгоритма лечения и реабилитации детей и подростков с укушенными и сочетанными ранами лица;
- Лечение трансверзальных зубо-челюстных аномалий с применением компрессионно-дистракционного остеогенеза;
- Разработка нового метода компрессионно-дистракционного остеогенеза ветви нижней челюсти при врожденных и приобретенных недоразвитиях нижней челюсти с созданием модифицированного дистракционного аппарата для расширения ветви нижней челюсти и методики его использования;
- Улучшение технологии индивидуального подбора и изготовления эндопротезов сложных анатомических локализаций с применением компьютерного и стереолитографического биомоделирования;
- Организация и проведение международных научно-практических конференций (один раз в три года) "Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения" (ноябрь 2019 г.).
Лечебная деятельность:
- На базе клиники и кафедры детской челюстно-лицевой хирургии организовать республиканский Центр диспансеризации для детей с врожденными и наследственными пороками развития головы, лица и шеи. Наладить сотрудничество между краевыми, областными и республиканскими Центрами диспансеризации Российской Федерации, а также международное сотрудничество Центров, занимающихся реабилитацией пациентов с врожденными расщелинами лица;
- В рамках Центра диспансеризации развивать на современном уровне медико-генетическое консультирование;
- Внедряя собственные новые разработки, а также уже существующие высокотехнологичные методы лечения пациентов, практически все виды хирургических вмешательств можно перевести в высокотехнологичные (например, "Цистэктомия"- "Цистэктомия с одномоментной костной пластикой дефекта биорезорбируемым материалом, содержащим гидроксиапатит и остеогенные клеточные культуры");
- Тесное сотрудничество и проведение активной работы в родильных домах г.Москвы с помощью сотрудников кафедры (в том числе клинических ординаторов и аспирантов) для более раннего выявления, постановки на учет и привлечения детей с врожденной патологией в клинику кафедры;
- Активно сотрудничать с детскими домами России, имея опыт работы с детскими домами г.Хотьково, г.Люберцы, г.Чебоксары, тем самым увеличивать контингент пациентов в клинике;
- Совершенствовать реабилитацию пациентов с функциональными и эстетическими нарушениями после реконструктивно-восстановительных операций в челюстно-лицевой области с привлечением государственных средств, средств социальной защиты, общественных организаций и некоммерческих фондов;
- Развивать международное сотрудничество по обмену опытом с другими университетскими клиниками;
- Создать условия для студенческой базы (одна группа) кафедры педиатрии нашего университета, тем самым привлечь внимание высококвалифицированных педиатров с целью оказания лечебно-консультативной помощи детям отделения клиники;
- Наладить связь с факультетом психологии нашего университета для работы по психологической реабилитации подростков с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, находящихся на этапах лечения в клинике.
Учебная деятельность:
- Сохранить "золотой фонд" кафедры, имеющий колоссальный опыт в педагогической деятельности;
- Для осуществления педагогического процесса использовать компьютерную базу данных клиники, постоянно модифицировать компьютерные презентации для обучения студентов с наглядным клиническим материалом по каждой тематике занятий;
- Создать учебную видео-кинотеку оригинальных методик хирургического лечения пациентов;
- Оснастить видеокласс для демонстрации хирургических операций в реальном времени;
- Систематическое совершенствование компьютерных тестовых заданий и клинических иллюстрированных задач для промежуточной аттестации обучающихся;
- Написание новых учебно-методических пособий, учебников, монографий;
- Написание учебной программы дисциплины "Детская челюстно-лицевая хирургия" в соответствии с ФГОС 4+;
- Расширить работу студенческого научного кружка:
· проводить заседания кружка с приглашенными лекторами, с разбором сложных клинических случаев;
· проводить совместные заседания кружка с кружками других кафедр;
· привлекать студентов-кружковцев к участию в операциях и курации пациентов;
· активно участвовать в проведении студенческих олимпиад;
- Проводить сертификационные циклы для слушателей ФДПО.
Освещение деятельности кафедры:
- Постоянное обновление Интернет-сайта кафедры с разборами клинических случаев, с освещением новых возможностей и технологий в лечении. Введение консультаций-онлайн;
- Реклама в виде научно-популярных статей в печатных и электронных средствах массовой информации;
- Освещение деятельности кафедры с помощью участия в популярных программах телевидения и радиовещания;
- Издание популярной литературы по профилактике стоматологических заболеваний, в том числе профилактике детского травматизма и воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области у детей;
- Проведение выездных мастер-классов в регионах, привлечение специалистов с целью повышения квалификации на кафедру;
- Проведение просветительской работы в школах города Москвы;
- Налаживание контактов с Детскими домами Российской Федерации;
- Проведение совместно с благотворительными фондами выездных лечебно-учебных мероприятий в регионах Российской Федерации (имеется опыт проведения подобных акций в городах Иркутске, Краснодаре).