Версия для слабовидящих
RuEn
Справочная университета
+7 (495) 609-67-00

Зубная боль перестала быть головной. Российская газета

Зубная боль перестала быть головной. Российская газета

Автор: Ирина Краснопольская

Федеральный выпуск №3982 от 27 января 2006 г

Академик РАМН Николай Ющук: Детям и инвалидам мы готовы помогать бесплатно. Фото: Юлия Майорова

В Москве открывается Международная конференция "Актуальные вопросы модернизации и повышения качества высшего стоматологического образования в России".

Наша страна в числе трех, которые выбраны Всемирной организацией здравоохранения для решения самых актуальных вопросов в сфере подготовки медицинских кадров. Ведущие ученые и преподаватели стоматологических факультетов России, ближнего и дальнего зарубежья соберутся на форум, чтобы обсудить, как лучше готовить "специалистов по зубам", как лечить эти самые зубы без боли и вообще без проблем. Накануне корреспондент "РГ" встретился с председателем конференции, ректором Московского медико-стоматологического университета академиком РАМН Николаем Ющуком.

Российская газета | Николай Дмитриевич, не секрет, что человек готов терпеть зубную боль, лишь бы не попасть в кресло стоматолога, во власть бормашины. Так было и будет?

Николай Ющук | Так было раньше. Но вот уже лет десять-пятнадцать зубная боль не должна вызывать былой страх. И то, что этот страх еще владеет многими, - недостаток нашей информации. Ведь в последние годы появились современные технологии диагностики, лечения и протезирования зубов. Пациент практически не испытывает боли, а если она все же неминуема, то есть набор обезболивающих средств.

РГ | Эти методики и средства общедоступны или они - удел избранных?

Ющук | Я руковожу университетом, который не только готовит стоматологов, но и занимается разработкой новых технологий, новых средств и стремится к тому, чтобы они стали достоянием всего практического здравоохранения. К примеру, в университете впервые в России создана кафедра анестезиологии в стоматологии, предложившая новые методы обезболивания. Очень важно, особенно теперь, когда в русле национального проекта "Здоровье" такое внимание уделено профилактике, сказать о том, что у нас впервые была создана кафедра профилактики стоматологических заболеваний. И она уже многие годы сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения. Говорю это к тому, что, к сожалению, бытует мнение: вот на Западе лечат хорошо, там все умеют, а мы-де в хвосте. Так вот, наше сотрудничество с ВОЗ и другими международными центрами свидетельствует: мы работаем на уровне лучших мировых стандартов. И не надо, например, лететь в Европу, чтобы обрести "голливудскую" улыбку.

РГ | Вас послушать, так просто хочется срочно сесть в стоматологическое кресло. А в редакцию приходят письма, которые вопиют: лечить зубы - проблема. Проблема не только боли, но и, увы, цены.

Ющук | Проблемы боли, квалификации специалистов, оказывающих помощь, - чисто медицинские. Но не меньшая проблема - финансовая сторона вопроса. Прежде всего потому, что лечение зубов, особенно протезирование - очень затратны, стоят огромных денег. И чем дальше, тем больше. Скажем, раньше пациенты довольствовались зубными протезами из пластмассы. Теперь пластмасса - редкость, все справедливо требуют металлокерамику. А знаете разницу в цене? В десятки, а то и более раз.

РГ | И как быть? Дело же не только в красоте, но и в том, что пластмасса - быстро изнашивается, а главное, мало физиологична. Не в пример той же керамике.

Ющук | Вы правы: кроме красоты металлокерамика, и это главное, повышает качество жизни пациентов. Что же касается материальных затрат, то убежден: некоторые категории граждан (пенсионеры, малоимущие, инвалиды, люди, страдающие иными хроническими недугами), должны иметь возможность качественного протезирования за счет бюджетного финансирования. У себя в университете мы стараемся это делать.

РГ | Представляю: многие, прочитав это, придут в университетские клиники и потребует именно такого протезирования.

Ющук | Такой рекламы, если честно, побаиваюсь: наши возможности не безразмерны. И в то же время детям, инвалидам мы готовы помочь.

РГ | В ваших клиниках проводятся уникальные операции по избавлению детей от тяжелейших врожденных патологий и опухолей челюстно-лицевой области...

Ющук | Это правда. Вот уже двадцать лет в университете под руководством профессора Светланы Владимировны Дьяковой действует российский центр оказания таких видов помощи. Само название центра говорит о том, что здесь оказывается помощь ребятишкам всей России.

РГ | Допустим, мальчик живет в Нарьян-Маре или в далеком селе. Как попасть к вам?

Ющук | Родители ребенка должны по месту жительства получить направление в наш центр. А у нас есть для таких детей квоты Минздравсоцразвития России. И есть возможность госпитализировать в наш стационар ребенка вместе с мамой или другим сопровождающим. Этот вид оказания помощи как раз из разряда высокотехнологичных, дорогостоящих, о которых говорится в национальном проекте.

РГ | Коль снова зашла речь о национальном проекте "Здоровье", то хотелось бы коснуться подготовки кадров в вашей отрасли.

Ющук | На открывающейся конференции этот вопрос - один из главных. Каждый год наши факультеты пополняют армию стоматологов на две с половиной тысячи. И если бы все было в порядке с их распределением по стране, то этот вопрос можно было бы снять с повестки дня. Однако, как и в других отраслях службы здоровья, с кадровой географией далеко не все в порядке. В некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока до сих пор нет стоматологов - прием ведут зубные врачи. А это не одно и тоже: зубной врач - специалист без высшего образования со всеми вытекающими отсюда последствиями. Считаю, что в наше время готовить таких специалистов - необоснованная трата денег, времени, сил.

РГ | Российские дипломы стоматологов за рубежом признаются? Мы вписываемся в Болонскую систему?

Ющук | Каждая страна признает диплом другой страны с учетом своих потребностей в данных специалистах, возможностей их адаптации к местным условиям. Что же касается квалификации наших стоматологов, то они котируются везде. Хотя для вступления в орбиту Болонской системы нам требуется внести некоторые коррективы в образование. Это важно потому, что она приводит к унификации образовательных технологий, и тогда вопрос о том, признаются ли наши дипломы за рубежом, отпадет. Тем более что стоматологическое образование в нашей стране мало отличается от образования в европейских странах.

РГ | Значит, нашему стоматологическому образованию Болонская система "светит"?

Ющук | Я бы так не сказал. Прежде чем внедрять что-то иное, надо сто раз взвесить все "за" и "против". Например, на наш взгляд, очень привлекательна Болонская система оценки знаний с использованием кредитных единиц.

РГ | Что это значит?

Ющук | Это значит, что студент, обучаясь в вузе, обязан набрать определенное количество баллов (кредитов) по определенным дисциплинам. Лишь после этого он может быть аттестован и переведен на следующий семестр. Использование такой рейтинговой системы начисто исключает любое телефонное и иное право давления и облегчает жизнь ректора.

РГ | Вы будете внедрять такую систему оценок?

Ющук | Уже начали. Для нас главное сейчас -повышение качества подготовки специалистов. Мы бы хотели, чтобы появился наконец социальный заказ на подготовку необходимого количества специалистов. Нельзя зряшно тратить деньги. Наше обучение очень дорого стоит, и недопустимо, чтобы выпускник университета работал не по своей специальности.

Считаю, что специалисты, которые получили высшее образование на бюджетной основе, обязаны как минимум три года оказывать стоматологическую помощь там, где они более всего востребованы. Об этом сейчас все чаще говорят, применительно не только к медицине, но и к другим профессиям. Однако, пока вопрос не решен, а решить его необходимо на государственном уровне. Иначе пациенту из глубинки по-прежнему негде будет получить своевременную и качественную стоматологическую помощь.

У нас есть концепция стоматологического образования, согласно которой после окончания пятилетнего обучения, выпускник один год учится в интернатуре и лишь тогда получает право самостоятельной работы врачом-стоматологом общей практики. На подготовку именно таких специалистов должен быть государственный заказ. А уже узкая специализация может быть более ограничена или оплачиваться не за счет государства. Не секрет, что сейчас существует некий перекос: большинство выпускников стремятся стать протезистами. Хотя прежде всего нужны стоматологи общей практики и специалисты, занимающиеся профилактикой зубных болезней. Кстати, этим уже не первый год занимается наш факультет подготовки гигиенистов стоматологических.

РГ | Николай Дмитриевич, все-таки давайте спустимся к земным практическим делам. Вот разболелся зуб. Нужно срочно его лечить или можно боль перетерпеть?

Ющук | Не дай Бог терпеть - зубная боль из самых страшных. Но дело даже не в этом. А в том, что состояние ваших зубов влияет на состояние желудка, кишечника, других внутренних органов. Одним словом, на качество жизни человека. Потому необходимо идти к стоматологу не тогда, когда боль невыносимая. Надо хотя бы дважды в год посетить врача-стоматолога с целью профилактики.

РГ | Назовите хоть кого-нибудь, кто бы такое себе позволил. Если учесть очереди в стоматологических поликлиниках или отдаленные районы страны, где стоматологов вовсе нет...

Ющук | Во многом вы правы. И возможно это мое заявление - из числа мечтаний. Но стремиться к этому совершенно необходимо, иначе будем множить не только число беззубых, но и тех, кто страдает тяжелейшими хроническими заболеваниями, ставшими следствием гнилых зубов. Уповаю на то, что Национальный проект "Здоровье" нацеливает российское здравоохранение на профилактику, в том числе и стоматологических недугов.