Финансовая модель университета
Прогноз финансовых затрат на реализацию всех проектов концепции развития Университета до 2030 г. составляет 26,1 млрд руб.
До 40 % от вышеуказанных затрат составляют прогнозируемые инвестиционные капиталы, в том числе 20% средства гранта в рамках Приоритета 2030, 30 % - средства бюджетной системы Российской Федерации и 30 % - собственные средства Университета.
Реализации обозначенных проектов в период 2021–2030 годов будет способствовать активная финансовая политика Университета, направленная на повышение финансово-экономической эффективности и улучшение качества финансового менеджмента.
В этих целях необходимо обеспечить рост внебюджетных доходов Университета, в том числе привлечение инвестиционных капиталов.
Данной задаче будут способствовать:
-
1. Смена организационного-правовой формы Университета с бюджетной на автономную. Переход к 2025 году к автономному учреждению позволит привлекать в доход Университета частные капиталы и открывать счета в кредитных организациях, что в значительной мере должно обеспечить рост доходов.Высокий уровень финансовой самостоятельности автономного учреждения дает ему возможность существенного увеличения внебюджетных доходов.
- Увеличение доли иностранных обучающихся.
- Наращивание образовательных программ, реализуемых онлайн.
- Увеличение целевого приема
- Увеличение объема исследовательских программ
- Увеличение доходов от НИОКР
- Привлечение доходов по РИД и МИП
- Привлечение сторонних инвесторов для финансирования научной деятельности Университета (бизнес-инкубатор)
2. Создание эндаумент-фонда как дополнительного источника финансирования для устойчивого развития перехода на автономное финансирование Университета. По нашим оценкам, первоначальный объем инвестиций в фонд МГМСУ в 2022 г. составит около 20 млн. руб. Это средства от выпускников Университета, студентов, административного состава, от частных партнеров и благотворителей. К 2030 году объем средств целевого капитала должен составлять около 150 млн руб., что при уровне доходности 7 -11 % обеспечит порядка 15 млн руб. внебюджетного финансирования в год.
3. Увеличение объема реализации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования:
При реализации вышеперечисленных задач консолидированный ежегодный доход Университета увеличится к 2030 году по отношению к уровню 2020 года на 7 млрд. руб. (рост 206%). При этом объем средств, поступающих от приносящей доход деятельности в структуре консолидированного бюджета Университета к 2030 году прогнозируется на уровне 5,4 млрд. руб. (рост к уровню 2020 года – 225 %).
Вместе с тем финансовая политика Университета в период 2021 – 2030 годов должна обеспечить экономическую эффективность и рациональное расходование финансовых средств.
Данной задаче будут способствовать:
- Оценка целесообразности расходования средств Бюджетным комитетом. Бюджетный комитет, созданный в 2021 году как орган оценки необходимости, целесообразности и результативности осуществления расходов уже показала свою эффективность. Дальнейшее планирование расходов Университета через «фильтр» Бюджетного комитета позволит выделить более перспективные проекты, разделить расходы на обязательные, необходимые для осуществления деятельности Университета и перспективные, позволяющие направлять средства на развитие Университета и модернизацию его материально-технической базы. Таким образом бюджет Университета будет формироваться исходя из реальных потребностей структурных подразделений Университета.
- Внедрение и совершенствование прозрачной системы оплаты труда работников и системы мотивации персонала основанной на сквозных показателях эффективности работников и Университета в целом. Данная система оплаты труда разработана на основании Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.Система оплаты труда работников Университета разрабатывается в целях повышения материальной заинтересованности сотрудников Университета, повышения эффективности труда, усиления творческой активности и результативности труда и предусматривает дифференцированный подход к поощрению трудовых коллективов, сотрудников в зависимости от специфики выполняемой ими деятельности и личного вклада в коллективные результаты работы, направленные на цели экономической политики.
Ключевыми особенностями новой системы оплаты труда являются:
- значительное увеличение гарантированной доли заработной платы работников, установленной трудовым договором (должностной оклад с повышающим коэффициентом);
- формирование гарантированной заработной платы работников в зависимости от сложности и степени ответственности трудовой функции по занимаемой должности, ученных степеней (званий), квалификационных категорий и стажа работы по специальности;
- назначение выплат стимулирующего характера платы труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг (выполнении работ).
Сокращение неэффективных расходов:
- Будет оптимизирован штата административно-хозяйственного персонала, реорганизованы структурные подразделения, сокращены неэффективные образовательные программы и экономически не эффективные проекты;
- Перераспределение расходов Университета на экономически эффективные научные проекты. На эти цели планируется привлечь до 30 % собственных средств Университета.