Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

Учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевой назначение. В системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимаются учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия.

Учебное издание – издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля.

Общий порядок разработки учебного издания

  1. Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом требований ФГОС ВО и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса.

  2. Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены обучающимся при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы.

  3. Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу.

  4. Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса.

  5. Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому излагаются общие понятия и определения, а затем даются их раскрытия. Согласно второму – рассматриваются частные проблемы, подводящие обучающегося к общим выводам и определениям.

Требования, предъявляемые к учебной литературе

Общие требования

Соответствие рабочей программе дисциплины, т.е. ФГОС (содержание: знать, уметь, владеть; объем и порядок изучения дисциплины). Оглавление учебника должно соответствовать всему перечню разделов учебной программы; оглавление руководства к практическим занятиям - тематическому плану практических занятий в учебной программе.

Преемственность и взаимосогласованность учебных изданий для разных образовательных уровней как внутри одной дисциплины, так и между всеми дисциплинами учебного плана; соблюдение принципа интеграции фундаментальных и клинических дисциплин, а также преемственность между этапами высшего и послевузовского образования.

Прикладной характер, содержать ту информацию, которая будет непосредственно востребована в профессиональной деятельности.

Требования к содержанию

Самодостаточность. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. В Приложениях должна быть представлена дополнительная информация: словарь терминов и авторский справочник. В них кратко и мелким шрифтом поясняются встречающиеся в тексте смежные понятия и приводятся краткие историко-биографические сведения об основных этапах развития данной дисциплины и вкладе в ее развитие отечественных и зарубежных ученых. Это расширяет границы учебника, не утяжеляя основной текст, и облегчает поиск необходимой для понимания информации в рамках данного издания. Приложения также должны содержать указатели (предметный, именной и лекарственных средств), программу дисциплины, список условных сокращений и рекомендованной литературы (за последние 3 года, включая адреса электронных баз данных, доступных через Интернет).

Наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Наличие тестовых вопросов с пояснениями (ситуационных клинических и пр. задач). Тестовые вопросы с обязательными пояснениями и разборы клинических ситуаций помогают подготовиться к итоговой аттестации, а затем и к сертификации специалиста.

Требования к качеству информации

Соответствие последним достижениям науки и клинической практики.

Точность, достоверность и обоснованность приводимых сведений.

Использование принципов доказательной медицины, стандартизации диагностических и лечебных процедур.

Использование последних классификаций и номенклатур: МКБ-10, Международная система единиц СИ, анатомическая классификация (Nomina Anatomica)

Соответствие названий лекарственных средств Государственному реестру лекарственных средств; первым должно упоминаться международное непатентованное название (МНН), затем наиболее часто используемые в России торговые наименования.

Требовании к стилю изложения

Рубрикация. Структура текста задается заранее — от названия главы и раздела, через подразделы, рубрики и подрубрики до отдельного предложения. Благодаря жесткой структуре текста «выжимается вода» и легче избежать повторов. Таким текстом удобно пользоваться и. скользя взглядом по страницам и заголовкам, находить искомое: его легко обновлять, дополнять и издавать в электронном виде. Однако это не означает, что текст должен быть представлен в виде «сухого» справочника. Он должен содержать эмоционально окрашенные связующие элементы, легко и с интересом читаться.

Требования к оформлению текста

Текст набирается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, размер кегля 14. Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см. Ориентация – книжная. Выравнивание текста – по ширине. Нумеруют рукопись, начиная с третьей страницы. Номера страниц проставляются арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру. Таблицы и рисунки (в виде четких картинок) в вертикальном виде встраиваются в текст. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенной точкой. Приложения располагают в самом конце работы в порядке упоминания их в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы.

Аннотацию пишут кратко, отмечая главные характеристики будущего издания. В ней указываются вид издания, цель написания и целевая аудитория. Можно кратко охарактеризовать основные части рукописи.

Введение (предисловие) обязательно для учебного издания. В нем более подробно, чем в аннотации, раскрывают его  характеристику и историю создания. Делают детальный обзор глав, упоминают источники, из которых взяты те или иные материалы. Характеризуют порядок расположения информации.