Версия для слабовидящих
RuEn
Справочная университета
+7 (495) 609-67-00

Правила пользования библиотекой

Правила пользования библиотекой

Правила пользования библиотекой МГМСУ разработаны в соответствии с положением о библиотеке МГМСУ и примерными правилами пользования библиотекой Высшего учебного заведения, утвержденного Центральной библиотечно-информационной комиссией.

Правила пользования библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей в библиотеке МГМСУ, права и обязанности библиотеки и читателей.

1. Читатели, их права, обязанности и ответственность.

1.1 Студенты, аспиранты, докторанты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники МГМСУ имеют права бесплатно пользоваться видами библиотечных услуг;
- получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;
- олучать из фонда библиотеки для временного пользования в читальном зале и на абонементе любые издания, неопубликованные документы или их копии;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе произведения печати и других документов;
- продлевать срок пользования литературой в установленном порядке.

1.2 Дополнительные услуги читатели могут получать за плату.
Перечень дополнительных услуг и их стоимость разрабатывается в библиотеке совместно с планово-финансовым отделом и утверждается ректором ВУЗа (приложение 1).

1.3 Библиотечное обслуживание предприятий, кооперативов, ассоциаций и других организаций при ВУЗе на коммерческой основе, осуществляется по договорам на платной основе.

1.4 Студентам и учащимся других учебных заведений и специалистам в области медицины предоставляется право обслуживаться в читальном зале на платной основе.

1.5 Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим произведениям печати и иным материалам, полученным из фондов библиотеки;
- возвращать их в установленные сроки;
- не выносить их из помещения библиотеки, если они не вписаны в читательском формуляре или других учетных документах;
- не делать в них пометок, подчеркивания;
- не вырывать и загибать страниц;
не нарушать расстановки в фондах открытого доступа;
- не вынимать карточек из каталогов и картотек.

1.6 При получении книг, других произведений печати и иных материалов читатели должны тщательно просмотреть их,  в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу книг несет читатель, пользовавшийся изданием последним.

1.7 Читатели не имеют право передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В случае нарушения этого правила читатели несут ответственность в порядке, установленным администрацией библиотеки.

1.8 Ежегодно читатели обязаны перерегистрировать читательские билеты с предъявлением всей числящейся за ними литературой в установленные библиотекой сроки.

1.9 При выбытии из ВУЗа читатели обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и сдать читательские билеты.

1.10 Читатели обязаны соблюдать правила пользования библиотекой. Читатели, нарушавшие правила пользования библиотекой или причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

1.11 Читатели, ответственные за утрату или любое повреждение изданий, обязаны заменить их такими же изданиями или копиями, признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены – возместить рыночную стоимость изданий.

2. Правила и обязанности библиотеки.

2.1 Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.3.

2.2 Библиотека обслуживает читателей в соответствии с положением о библиотеке МГМСУ и правилами пользования.

2.3 Библиотека обязана:
- информировать читателей обо всех видах предоставленных библиотекой услуг;
- обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки;
- популязировать свои фонды и предоставленные услуги;
- совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей;
- обеспечивать высокую культуру обслуживания, оказывать читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов, предоставляя читателям в пользование каталоги и иные формы информирования, организуя книжные выставки, библиографические обзоры, дни информации и т.д.;
- осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг, других произведений печати и иных материалов;
- создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.

3. Порядок записи читателей в библиотеку

3.1 Для записи в библиотеку читатели обязаны предъявить удостоверение личности. На этом основании им выдается единый читательский билет, а также заполняется читательский формуляр. Читательский билет является единственным документом, дающим право пользования библиотекой.

3.2 При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете и читательском формуляре.

4. Порядок пользования читальным залом

4.1 При заказе литературы в читальном зале читатели предъявляют читательский билет, заполняют читательское требование и при получении изданий расписываются на книжном экземпляре и читательском требовании. Книжный формуляр и читательское требование являются документами, удостоверяющими дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем книг и других произведений печати.

4.2 Число книг, других произведений печати и иных материалов, выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается. При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых экземпляров может быть ограничено (по решению администрации библиотеки).

4.3 Литература, выданная в читальный зал из основного книгохранилища, может быть забронирована на определенный срок.

4.4 Энциклопедии, словари, справочные издания, редкие и ценные книги, а так же издания, полученные по МБА, выдаются только в читальный зал.

4.5 Не разрешается входить в читальный зал с личными и библиотечными книгами, журналами, вырезками из печатных изданий и другими печатными материалами.

4.6 Выносить литературу из читального зала запрещено. В случае нарушения этого правила, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определенной администрацией библиотеки.

5. Правила пользования абонементами

5.1 Для заказа и получения изданий на абонементах читатели предъявляют читательский билет, заполняют читательское требование и расписываются на книжном формуляре.

5.2 Срок пользования литературой для различных категорий читателей и количество выдаваемых изданий  на  абонементах (учебной, научной и художественной литературы) определяется дифферецированно администрацией библиотеки.

5.3 Не подлежит выдаче на дом редкие и ценные издания. В случае их выдачи с читателя взимается залог, сумма которого определяется администрацией библиотеки.

5.4 Читатели могут продлить срок пользования взятыми на дом книгами, другими произведениями печати  и иными материалами, если на них нет спроса со стороны других читателей, в установленном порядке.

6. О платных услугах библиотеки.

6.1  Платные услуги предоставляются библиотекой физическим и юридическим лицам с целью:
- реализации их права на удовлетворение дополнительных потребностей;
- расширения спектра оказываемой эффективной помощи пользователям;
- повышения комфортности библиотечного обслуживания;
- интенсификации использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала;
- усиления экономической заинтересованности сотрудников;
- укрепления материально-технической базы библиотечного учреждения в целом.

6.2 Платные услуги оказываются библиотекой заинтересованным потребителям  в рамках внебюджетного финансирования и являются формой инициативной хозяйственной деятельности, регулируемой:
- статьямя 2, 50, 120, 136, 138, 218, 298, 454, 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 г., 1996 г.);
- статьями 24 и 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»(1996 г.);
- статьми 7, 14 и 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.);
- статьями 4, 10, 12, 16, 27 и 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» (ред. 1996 г.);
- статьями 6, 12 и 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.);
- статьями 42, 46, 47 и 52 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.);
- статьями 7, 13 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.);
- пунктами 8-11, 13, 19, 24, 25, 32 и 34 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (1995 г.);
- Правилами пользования библиотекой;

6.3 Перечень (номенклатура) платных услуг составляется с учетом бесплатности основной финансируемой из бюджета деятельности потребительского спроса и возможностей библиотеки; систематически корректируется в контексте текущей рыночной конъюнктуры.

6.4 Приоритетными направлениями расходования полученных от платных услуг денежных средств являются:
- дополнительная оплата труда непосредственно занятых специалистов;
- материально-техническое (производственное) развитие библиотеки;
- экономическое стимулирование (доплаты, надбавки, премии);

6.5 Ответственность за организацию, осуществление и качество платных услуг несут администрация библиотеки, руководители структурных подразделений, функциональные исполнители.

6.6 Координация деятельности по предоставлению библиотекой платных услуг и их реклама возлагается на сектор маркетинга.