Best practices
Лучшие практики (best practices) в высшем образовании
Рассмотрены лучшие практики в рамках вопросов «Современное материально-техническое и методическое обеспечение образовательной деятельности», «Развитие симуляционной и дистанционной составляющих обучения».
Проектное обучение (project-based learning)
Проектная технология является одной из образовательных тактик, довольно надежно обеспеченной научно-методическим инструментарием. Описаны цели, этапы и методология реализации медицинских образовательных проектов (рис. 1).
1) разработка проектного задания, направленного на решение профессиональной проблемы через решение ряда этапных задач;
2) составление плана работы, определение сроков выполнения и выбор критериев оценки качества проекта;
3) распределение обязанностей и профессиональных ролей между участниками проекта;
4) реализация проекта;
5) презентация и защита проекта перед аудиторией студентов, преподавателей, наставников, пользователей результатов проекта.
Рис. 1. Модель проектного обучения (Морозова О.Н. Казанский государственный медицинский университет, 2020); этапы медицинского образовательного проекта (Карпова М.Р., Сибирский государственный медицинский университет, 2013).
Однако в настоящее время проектное обучение мало применяется в рамках основных образовательных программ медицинских специальностей, ограничиваясь, как правило, последипломным и дополнительным профессиональным образованием. Быстрее всего данная форма обучения в России встраивается в специальности «Медицинская кибернетика», «Медицинская физика». Та же тенденция наблюдается за рубежом. Абсолютным чемпионом по системному подходу к реализации проектного обучения в медицине в США является Американская ассоциация физиков в медицине, в 2018 году организовавшая серию мастерских посвященных лучшим практикам проектного обучения студентов медицинских университетов.
Симуляционное обучение
Цель обучения в симуляционном центре (СЦ) - приобретение реального опыта в искусственной среде.
На основе анализа передовых СЦ, в том числе зарубежных, можно выделить их сильные стороны:
1. Структура пространства и оснащение центра позволяют отрабатывать не только отдельные ситуации или задачи, но и создавать среду, максимально имитирующую реальные условия деятельности и требующую воспроизведения цепочки всех необходимых действий;
2. Есть программы и условия для обучения и проведения аттестации навыков студентов;
3. Уровень и стандарты работы центра подтвержден через международную/ российскую аккредитацию (включение в реестр Европейского общества симуляции в медицине (SESAM), аккредитация от РОСОМЕД: центр III (высшего) уровня и т.п.);
4. Управление образовательным процессом в СЦ осуществляется высокотехнологичной системой с соответствующим программным обеспечением, объединяющий в единый организм отдельные виртуальные симуляторы, роботы, видеокамеры;
5. Высший уровень симуляционного обучения - отработка сложных, нестандартных клинических ситуаций, командных действий, коммуникации членов бригады между собой, Crisis Resource Management (CRM) – программы проведения тренингов взаимодействия врачей разных специальностей, наличие соответствующих виртуальных тренажеров и сценариев.
Одним из примеров СЦ, в которых реализованы описанные принципы является Медицинский СЦ Боткинской больницы, предназначенный для обучения врачей хирургического и терапевтического профиля, среднего медицинского персонала, а также специалистов смежных областей.
Общая площадь СЦ – 1734 кв.м. На площади 1654 кв. м. размещается «Виртуальная клиника», реалистично имитирующая структуру, функции, процессы, направления специализации медицинской организации с помощью симуляционных технологий. Организационная структура СЦ сходна с многопрофильной больницей, что позволяет обучать медицинские бригады, разнородные по специальности, проводить командные тренинги, отрабатывать нетехнические навыки.
Воссоздание клинической ситуации осуществляется в реалистичной рабочей обстановке – приемного покоя, палаты интенсивной терапии, родового зала, отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных, операционной, оснащенных в том числе медицинской аппаратурой.
Центр оснащен комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности с современным программным обеспечением (26 наименований в количестве 30 единиц), современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами оборудования, тренажерами (48 наименований в количестве 113 единиц), интерактивным и медицинским оборудованием, инструментарием и расходными материалами.
Управление образовательным процессом в СЦ осуществляется высокотехнологичной системой «LearningSpace» – программно-аппаратным комплексом «Обучающее пространство».
Приводится описание практики Оксфордского университета в рамках реализации таких задач образовательной политики, как совершенствование учебного процесса с использованием современных инновационных технологий; развитие основ высокого качества образования; реализация приоритетных направлений повышения качества жизни и здоровья населения путем разработки и активного внедрения инновационных органо- и ресурсосберегающих диагностических, лечебных и профилактических технологий.
Оксфордский университет (англ. University of Oxford) — британский университет в городе Оксфорд, Англия. Один из старейших университетов в мире, первый англоязычный и на Британских островах. Входит в группу «старинных университетов» Великобритании и Ирландии, а также в элитную группу «Рассел» лучших 24 университетов Великобритании. Группа «Расселл» (англ. Russell Group) — элитная группа взаимодействия двадцати четырёх престижных университетов Великобритании. В совокупности на данную группу приходится 2/3 всех исследовательских грантов и финансирования исследовательских контрактов в Великобритании, 56% всех присуждённых в Великобритании докторских степеней и свыше 30% британских студентов из стран, не относящихся к ЕС. Оксфордский университет занимает лидирующие позиции в престижных рейтингах университетов мира, в рейтинге UniPage 2016 года университет занял второе место в Великобритании и 6 место в мире. The Times в 2017 году поставил Оксфорд на первое место в мире, QS в 2016 признал его 6 в мире и вторым в Великобритании. Из стен университета вышло более чем 120 олимпийских чемпионов, 32 лауреата Нобелевской премии (11 по химии, 5 по физике и 16 по медицине), 7 писателей и более 30 политических лидеров (Билл Клинтон, Аун Сан Су Чжи, Индира Ганди и 26 премьер-министров Великобритании). Известные мыслители и ученые Оксфорда - Тим Бернерс-Ли, Стивен Хокинг и Ричард Докин. Актеры Хью Грант и Розамунд Пайк, писатели Оскар Уайлд, Грэм Грин, Викрам Сет и Филипп Пулман также учились в Оксфорде. Оксфорд сегодня - один из самых инновационных и предпринимательских университетов в Европе. Опираясь на 800-летнюю традицию открытий и изобретений, современный Оксфорд лидирует в создании рабочих мест, интеллектуального богатства, навыков и инноваций в XXI веке. Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. После получения квалификации доктора открывается возможность для построения научной карьеры в области медицины. Существует несколько путей защиты диссертации по медицине. Получение степени доктора медицины (M.D.) или PhD происходит при университетах. Продолжительность очных программ MD/PhD составляет от 3 до 4 лет и аналогично аспирантуре в российской системе образования. В Кембридже, Сент-Эндрюсе и Оксфорде степень M.D. приравнивается к научной степени «доктора науки». Медицинская научная работа возможна без получения научной степени доктора. Например, существуют пятилетние программы подготовки научных сотрудников для клинических лабораторий.