Best practices
Лучшие практики (best practices) в системах управления, финансовой деятельности, цифровой трансформации, в области открытых данных, управления человеческим капиталом
На основании анализа 13 университетов России и мира – лидеров рейтингов, а также на основании научных исследований моделей эффективности управления вузами сформулированы основные принципы финансово-экономической деятельности лидеров медицинского образования в мире и России с возможностью применения их в МГМСУ.
«Все успешные университеты успешны одинаково» |
«Каждый неуспешный университет неуспешен по-своему» |
- доле негосударственного финансирования не менее 60%; - доля НИОКР во внебюджетном финансировании – не менее 35%; - наличие стратегических альянсов с крупными игроками рынка; - эффективная система управления, наряду с эффективным регулярным управлением действуют стратегическое и проектное управление; - университет имеет привлекательную для сотрудников систему управления главным капиталом – человеческим, университет как магнит притягивает лучшие кадры! |
- недостаток лидерских амбиций, отсутствие мотивации развиваться; - недостаток ключевых ресурсов и возможности / желания их нарастить; - неэффективная модель управления и управленческие практики; - разобщенная команда; - непоследовательность действий.
|
Чего нам может не хватать для того, чтобы стать лидером?
1. Нам не хватает финансов? Смотри, в Warwick University нашли два решения
2. Нам может не хватать площадей? Смотри, что делают многие университеты.
3. Каким должно быть управление?
Недостаток ресурсов – это не проблема. Это задача, которая решается эффективным управлением.
Стратегическое управление – подсистема управления университетом, при котором в оперативном режиме происходит управление с учетом стратегических целей и ресурсов.
Стратегическое управление расширяет понимание целеполагания и ресурсной базы. Финансы перестают быть основным ресурсом – они становятся в «один ряд» с интеллектуальным капиталом, кадровым потенциалом, инфраструктурными преимуществами.
Проектное управление – управление проектом, который имеет а) конечный результат; б) сроки реализации; в) ограниченные ресурсы и г) уникальные, как правило, не повторяющиеся действия.
В университете целесообразно выделить проекты изменений регулярных процессов; проекты создания новых процессов; инфраструктурные проекты; проекты создания новых продуктов.
Человеческий капитал – совокупность способностей, знаний, навыков, целесообразное применение которой способствует росту ценности и эффективности университета.
У сотрудников и университета могут быть пересекающие / совпадающие ценности, цели, стратегии роста и развития в области здоровья, благополучия, образования, стратегии будущего и т.д.