Версия для слабовидящих
RuEn
Справочная университета
+7 (495) 609-67-00

Президент вуза как гарант стабильности. МЕДИЦИНСКАЯ ГАЗЕТА

Президент вуза как гарант стабильности. МЕДИЦИНСКАЯ ГАЗЕТА

Апрель 2010

 http://www.mgzt.ru/article/446/

 В российских вузах, в том числе медицинских, появляется новая фигура - президент высшего учебного заведения. Соответствующие изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были внесены Госдумой РФ в конце прошлого года. При этом выборность ректора сохраняется, но происходит по новой схеме, а часть его полномочий переходит президенту вуза. Одним из первых на новую схему управления перешел Московский государственный медико-стоматологический университет. В мае решением вузовской конференции подавляющим большинством голосов был избран новый ректор, а единогласным решением ученого совета - президент университета. С ними - ректором профессором Олегом ЯНУШЕВИЧЕМ и президентом академиком РАМН Николаем ЮЩУКОМ - мы обсуждаем новую схему управления вузами.

- Прежде всего, Николай Дмитриевич и Олег Олегович, от имени коллектива «Медицинской газеты» разрешите поздравить вас с избранием на эти высокие должности и пожелать успешной и плодотворной работы. Пока новая схема управления действует лишь в семи медицинских вузах, поэтому хотелось бы услышать от вас суть нововведений и оценку их эффективности. 

Н.Ющук. До принятия поправок к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» все кандидатуры на пост ректора медицинских вузов выбирались голосованием непосредственно на вузовских конференциях, а победителя утверждало Минздравсоцразвития России. Новый закон ввел в эту схему аттестационную комиссию по рассмотрению кандидатур на должность ректора, которая для вузов Росздрава была создана согласно приказу Минздравсоцразвития России № 35 от 16.01.07. Эта комиссия рассматривает кандидатуры на должность ректора, прошедшие выдвижение согласно уставу вуза. Выбирать ректора вуз может из числа рекомендованных аттестационной комиссией. Как и прежде, сами выборы происходят на вузовской конференции, затем ректор утверждается в Минздравсоцразвития России. Срок полномочий ректора остается прежним - до пяти лет. 

Кроме того, в вузе может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. Согласно закону, президент вуза должен иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Он избирается на ученом совете и также утверждается Минздравсоцразвития России. Согласно Закону о высшем образовании, президент участвует в разработке концепции развития вуза; представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями; участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. А непосредственное управление высшим учебным заведением остается за ректором. 

- Не получится ли так, что должность президента вуза станет формой почетного ухода предыдущего ректора?

О.Янушевич. В МГМСУ этого точно не случится. Приход нового ректора всегда влечет за собой смену курса, отражается на кадровой политике, распределении финансовых средств. Поэтому мы с самого начала решили, что президент должен быть гарантом преемственности, сохранения стратегии развития и стабильности курса вуза, заниматься его перспективами. В нашем университете за президентом закреплено руководство комиссией по кадровой политике, и без согласования с этой комиссией ректор не вправе принимать принципиальных кадровых решений. 

Н.Ющук. Еще одна закрепленная за президентом вуза комиссия - по стоматологическому образованию. Когда я работал ректором, создание этой комиссии было в моих планах, но из-за занятости не всегда получалось реализовать задуманное. Теперь, при рациональном перераспределении полномочий между ректором и президентом вуза, мы этим начали целенаправленно заниматься. Главная задача этой и других комиссий - привлечь к управлению вузом как можно больше активных людей, представляющих разные поколения, чтобы выслушать и реализовать их идеи по совершенствованию работы. 

Таким образом, речь идет не о почетной отставке и моральной поддержке бывших ректоров, а о новой системе управления вузом. При слаженной совместной работе ректор и президент могут сделать гораздо больше, чем один ректор. 

Я добровольно, безо всякого давления со стороны Минздравсоцраз-вития России решил отказаться от должности ректора, когда истек 5-летний срок моего пребывания на ней. Я пришел к выводу, что смогу принести вузу гораздо большую пользу, если буду работать в паре с человеком молодым, энергичным, преданным делу, готовым на самопожертвование. Олег Олегович родился как ученый в нашем университете и прошел путь от санитара до заведующего кафедрой пародонтологии и гериатрической стоматологии. В 41 год он доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, под его руководством защищено 6 кандидатских и 2 докторские диссертации. Он сформировал свое научное направление, создал школу по уникальной проблеме - наращиванию стирающихся зубов и новым методам лечения па-родонотоза. Олег Олегович в течение 6 лет работал проректором и отвечал за самый тяжелый раздел работы - закупку оборудования. У меня не было сомнений в его честности и порядочности. И благодарен коллективу университета, который прислушался к моему мнению и выбрал ректором профессора Янушевича подавляющим большинством голосов. 

О.Янушевич. Для меня принципиально, что президент является опорой стабильности развития вуза, потому что тот опыт, который приобретает ректор, его вес в обществе, помогают эффективно выполнять представительские функции, очень сложные для молодого ректора. Когда президент университета приезжает в Госдуму РФ, министерства и ведомства, то, естественно, для него многие кабинеты более доступны, чем для молодого ректора. Поэтому те задачи, которые ставит перед собой ректор, решать гораздо легче, опираясь на плечо президента. Я считаю, что эта форма управления абсолютно правильная. 

Н.Ющук. Президент вуза - самостоятельная и независимая от ректора фигура. Ректор не может уволить президента, который утверждается учредителем. Да и просто игнорировать президента, играть на его чувствах, ректору не стоит. И коллектив вуза, и аттестационная комиссия Минздравсоцразвития России должны оценивать, насколько слаженно будет работать эта пара. В дружбе, при совместном деловом подходе можно многого добиться. Если ректор думает о вузе, а не о своих амбициях, он должен вместе с президентом впрячься и тянуть эту телегу. Насколько она тяжела, я знаю по своему опыту. 

- Какие изменения в порядке приема в ваш университет произошли в этом году? 

О.Янушевич. В этом году прием на 50% специальностей у нас идет по результатам ЕГЭ (клиническая психология, экономика здравоохранения). Минобрнауки РФ разрешило нам на этот год сохранить вступительные экзамены при приеме на клинические специальности (лечебное дело, стоматология), но по русскому языку учитываются результаты ЕГЭ. 

Переход на ЕГЭ - серьезная проблема не только для медицинского образования, но и для высшего образования вообще. Мы идем к тому, что через год-два прием на все специальности будет проходить по результатам Единого госэкзамена. Реакция в вузах на это неоднозначная. Благая цель - борьба со злоупотреблениями - может обернуться тем, что коррупция перейдет на уровень школ. Для медицинских вузов полный переход на ЕГЭ особенно болезненный, так как при этом мы можем потерять мотивированных абитуриентов, нацеленных на профессию врача. У нас уже в течение 10 лет функционирует подготовительный факультет, потому что, к сожалению, школа не дает достаточного объема знаний для обучения в медицинском вузе. 

Н.Ющук. Врач - это особая профессия. Молодому человеку надо иметь призвание, мотивацию. ЕГЭ не позволит нам отобрать именно тех, кто стремится стать врачом. Ведь и я, и Олег Олегович, и многие наши коллеги до поступления в вуз работали санитарами, средними медицинскими работниками. Мы знали медицину изнутри и осознанно шли к врачебной профессии. Будет ли такая же мотивация у школьников, имеющих хорошие баллы по ЕГЭ? Вопрос риторический. Поэтому было бы логичным, чтобы при переходе на ЕГЭ медицинские вузы ввели собеседование или тесты, чтобы мы могли быть уверенными в том, что у нас будет обучаться человек отзывчивый, настроенный на желание делать людям добро. Надо любить медицину, а не рассматривать ее как бизнес - для этого есть другие специальности. 

О.Янушевич. Медицинские вузы и их учредитель - Росздрав - обязательно будут искать с Минобрнауки России компромисс между приемом по ЕГЭ и дополнительным этапом отбора мотивированных ребят, будь то собеседование или тестирование. Это очень важный момент, так как без хорошего отбора мы не сможем гарантировать хорошего качества на выходе. 

Н.Ющук. На уровне Росздрава целесообразным создать систему, с помощью которой можно было бы в один день провести прием во все медицинские вузы, причем она должна функционировать независимо от самих вузов. Тогда их руководители не будут испытывать давления со стороны. Я как бывший ректор и президент считаю, что при таких условиях вузы только выиграют. 

Такая же система должна быть введена и для итоговой аттестации. Сейчас - что греха таить - и «телефонное право» действует, и борьба за красный диплом идет далеко не всегда честными методами, что, к сожалению, зачастую его нивелирует. А если бы была единая и прозрачная система итоговой аттестации, то таких издержек удалось бы избежать. Мы многое делаем в нашем вузе для того, чтобы их не было, но проблема эта общая, и ее надо решать на федеральном уровне. 

О.Янушевич. Даже если при переходе на ЕГЭ не удастся добиться дополнительного этапа для зачисления в вуз, то тогда альтернативой было бы разрешенное на законодательном уровне превышение набора на 5-7%. Это позволило бы нам в течение первого года отобрать людей, наиболее мотивированных для продолжения обучения с учетом специфики медицинского вуза. 

Наши стоматологический и лечебный факультеты были лидерами по формированию методической базы для проведения многоступенчатого экзамена государственной аттестации. Сейчас мы хотим ввести такой междисциплинарный предклинический этап аттестации на 3-м курсе, для отбора студентов, которые могут работать в клинике. На 1-м курсе можно понять, готов ли человек воспринимать информацию и использовать ее для обучения. А 3-й курс показывает, может ли он работать в клинике. Это особенно важно для будущих хирургов, стоматологов, которые помимо теоретической базы должны иметь мануальные навыки, не бояться вида крови. У нас есть факультеты клинической психологии и экономический. Мы готовы переводить студентов, которые не могут работать в клинике, на эти факультеты, возможно, на контрактной основе. 

- «МГ» уже сообщала о том, что ваш университет стал в этом году победителем Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ. Ваш проект называется «Разработка и внедрение в образовательный и лечебный процесс инновационных здоровье - и ресурсосберегающих технологий в медицинском университете», реализация его обойдется в 327,9 млн руб. На какую отдачу от него вы рассчитываете?

О.Янушевич. За получение этого гранта шла серьезная борьба, в том числе между медицинскими вузами. Так, хорошие проекты представили Сибирский и Самарский государственные медицинские университеты, всего же в конкурсе участвовало 10 медицинских вузов, у которых нам удалось выиграть в упорной борьбе на этапе предварительного отбора. Этот очень важный грант не только обеспечит приход денег, но и позволит решать узловые стратегические задачи, в том числе создать единое информационное пространство научно-образовательной среды университета. Крайне важен для нас проект по подготовке и созданию уникального для России фантомного класса для обучения стоматологов. Электронная система позволит не только отрабатывать практические навыки, но и оценивать качество их выполнения. В рамках проекта мы готовимся к проведению первой международной телеконференции по имплантологии с участием коллег из российских медицинских вузов, а также из ведущих по этому направлению университетов Японии (Токио и Осака) и Германии (Мюнстер и Аахен). 

Н.Ющук. Наша долгосрочная программа объединила образование и здравоохранение, то есть два национальных проекта. Возможно, именно поэтому нам и удалось победить в конкурсе. Основная цель программы - совершенствование подготовки кадров и использование высоких медицинских технологий в повседневной медицинской практике. Например, хорошо известно, как много случается в нашей стране инфарктов миокарда, известен и современный алгоритм их лечения. Для того чтобы внедрить его в практическое здравоохранение, нужны техника и подготовленные кадры. Вуз получает технику для своих клинических баз и обучает специалистов современным технологиям. От этого выигрывают все - врачи, пациенты, преподаватели, студенты. 

Подобный конкурс среди медицинских вузов сейчас проводит и Минздравсоцразвития России. Это очень важная инициатива для нашего здравоохранения. Объявлено о 10 грантах по 300 млн руб. и о 20 по 100 млн руб. Наш университет будет участвовать в очень трудной борьбе за них. У нас много уникальных кафедр - достойных претендентов на эти гранты. Например, детской хирургической стоматологии, которая разрабатывает и внедряет передовые технологии лечения детей с врожденными пороками челюсти. Или кафедры трансплантологии (заведующий - академик РАН и РАМН В.Шумаков), сердечно-сосудистой хирургии (заведующий - академик РАМН Л.Бокерия), репродуктивной медицины (заведующая - академик РАМН Л.Адамян). Заведующий кафедрой урологии МГМСУ профессор Д.Пушкарь - один из ведущих хирургов мира, создатель оригинальной методики малоинвазивных операций при раке предстательной железы. 

Говоря о перспективах развития нашего университета, нельзя не отметить строительство 600-коечного клинического комплекса при поддержке Правительства и Минздравсоцразвития России. Первая его очередь будет введена в конце этого года. Университет получит собственные клиники по урологии, неотложной кардиологии, репродуктивной медицине. Это опять же поможет поднять как качество обучения в нашем вузе, так и уровень специализированной медицинской помощи.

Беседу вел Федор СМИРНОВ.