28 ноября 2023 года в лекционном зале кафедры истории медицины состоялась лекция Школы молодых учёных «Цифровые инструменты учёного. Работа с научными базами данных». С этой темой для студентов и всех интересующихся наукой выступил руководитель Центра дополнительного профессионального образования, ассистент кафедры ортопедии и гнатологии – Вадим Дмитриевич Никольский.
В современном мире, где основной силой человека является владение информацией и умение грамотно пользоваться ею, очень важно находить достоверные источники, правильно анализировать и фильтровать сведения. Немаловажным аспектом считается способность научиться преобразовывать полученное в знания. Это актуально и для изучающих науку, ведь существует множество баз данных, находящихся в свободном доступе, на которые можно ссылаться в своих работах. Поэтому вопрос, как упростить поиск, но не потерять качество и ценность найденных материалов, оказался главным на лекции.
«Писать научные статьи сложно. Например, о новых исследованиях и открытиях можно узнать, когда они совсем устарели, а статистику по нужным параметрам не всегда возможно оценить полноценно, данных недостаточно!», – именно так может сказать студент, не знающий о том, что любой научный сайт (или программу на компьютере) можно использовать для быстрых запросов и получения качественных результатов, изучив подробно функционал всего лишь один раз.
Вадим Дмитриевич показал, что значит действовать, как настоящий опытный учёный, который написал десятки статей. Были представлены возможности пользования источниками, когда в доступе находятся не все команды, предлагаемые разработчиками, в силу того, что многие иностранные сайты на данный момент заблокированы. Вместе с молодыми учёными, ординаторами и аспирантами, обсудили пути выявления актуальной информации для своих научных работ. Как оказалось, стоит обратить внимание и на способы сохранения собранных сведений. Надежность и легкий доступ из любого местонахождения – главные критерии при выборе удобного облачного хранилища.
Каждому, кто впервые берется за написание научной работы или анализирование исследований, приходилось сталкиваться с множеством аббревиатур, имеющих весомое значение в противовес своей краткости. Была освещена тема основных «наукометрических» показателей таких, как индекс Хирша, импакт-фактор (ИФ, или Impact Factor) и др. Определили, что параметры DOI (The Digital Object Identifier) и квартиль (Q) подразумевают под собой номер, присваиваемый каждому научному труду или журналу соответственно. Слушателям удалось узнать подробнее про индекс Хирша – один из основных показателей успешности научных трудов, отражающий частоту обращений к работе и цитируемость публикации другими учёными. Рассчитывается в соотношении статей, выпущенных учёным, на количество цитирований. По словам лектора, именно ссылаемость на статью – один из главных критериев успешности для учёного.
Вовлеченность слушателей лекции, которыми были не только студенты, ординаторы и аспиранты нашего Университета, но и представители профессорско-преподавательского состава, чувствовалась на протяжении всего мероприятия. Мы уверены, что на последующих выступлениях будет не менее увлекательно. Приглашаем всех желающих и интересующихся наукой присоединиться к Школе молодых учёных, профессионалы в нашей команде всегда готовы поддержать и помочь в Ваших научных подвигах!
Автор: Хакимова Дилбар
Фото: Анастасия Зобова